Правда о Чернобыле по флотски в губе Андреева

главная | фотоальбом | форум
о проекте | новости |
список офицеров | список матросов срочной службы | льготы |

ЧП государственного масштаба на АПЛ Флотилии рядом с губой Андреева

Уважаемые читатели! Перед тем как рассказать Вам о серьезнейшем событии произошедшем на одной из АПЛ (атомной подводной лодке) 1-ой Флотилии Северного Флота, мне бы хотелось сделать небольшое отступление в историю. Делается это мною для того, что бы показать Вам некоторую связь между двумя событиями произошедшими в разное время в СССР. Первое событие произошедшее в сентябре 1976 года получило огромный общественный резонанс во всем мире и повергло в шок не только политическое и военное руководство СССР, но и в целом общество нашего государства. В СССР практически не было ни одного военного подразделения или семьи в которых не обсуждалось бы самым негативным образом данное событие. Что же произошло 6 сентября 1976 года в СССР? Именно в этот день произошло событие, которое не могло присниться нормальному советскому человеку даже в самом кошмарном и чудовищном сне.

Дело в том, что именно в сентябре 1976 года советский летчик пилотировавший новейший, а следовательно совершенно секретный по тем временам истребитель «МИГ-25» совершил посадку на гражданском аэродроме японского острова Хоккайдо и попросил политического убежища в США. Звали этого пилота Беленко Виктором Ивановичем, 1947 года рождения. Несмотря на многочисленные ультимативные требования со стороны соответствующих Советских государственных структур немедленно вернуть самолет, спецслужбы США и Японии не торопились с их выполнением. После скрупулезного и детального изучения совершенно секретного летательного аппарата, он был возвращен на Родину в разобранном виде в нескольких контейнерах.

Во – что же обошелся в денежном эквиваленте нашей стране «подвиг» старшего лейтенанта Беленко В.И. Подлейший предательский поступок пилота Беленко стоил налогоплательщикам СССР порядка двух миллиардов рублей, или около двух с половиной миллиардов долларов. Это при условии, что официальный обменный курс доллара в СССР был порядка 80 копеек.

Читатель может задаться вопросом: «Почему так велик ущерб от предательства Беленко?» Ответ на этот вопрос весьма прозаичен. Дело в том, что в руки иностранных спецслужб попала система опознавания с секретным шифром (я-свой), которая давала возможность нашим радиолокационным станциям опознавать свои летательные аппараты.  Так же в руках вероятного противника оказался новейший по тем временам радиолокационный прицел самолета перехватчика.

Следовательно, военно – промышленному комплексу СССР пришлось спешно разрабатывать и устанавливать на соответствующих летательных объектах новый радиолокационный прицел и более совершенную систему опознавания. Подобные системы опознавания устанавливались так же на подводных лодках, надводных кораблях и многих других военных объектах. Среди подводников прибор с шифром (я-свой) назывался автоответчиком. На запрос нашей радиолокационной станции автоответчик мгновенно давал ответ: «Я-свой».

До сих пор не прекращаются споры о причинах предательства Беленко. Одни пытаются доказать, что его завербовала иностранная спецслужба чуть ли не с пеленок. Их оппоненты оперируют другими аргументами, но то что этот чрезвычайный случай показал полный провал в работе чекистов курировавших данную авиационную часть – никто не отрицает. Но как говориться в известной поговорке: «Конь о четырех ногах и тот спотыкается».

А теперь уважаемые читатели я хотел бы вернуться к нашему горячо любимому доблестному Северному Флоту. Передо мной сидит непосредственный участник событий о которых ниже пойдет речь. Мне стоило больших усилий уговорить его рассказать о случае произошедшим с ним и который коренным образом изменил его судьбу самым трагическим образом. Звать его Алехиным Петром Ивановичем (фамилию по этическим причинам я изменил), бывший мичман СФ. Разговор у нас с ним проходил в форме интервью.

Вопрос: - Петр Иванович расскажи читателям, как ты попал служить на флот?

Ответ: - Родился я в Воронежской области в многодетной крестьянской семье. У матери нас было пятеро. Когда мне исполнилось 15 лет, мой отец умер от чрезмерного употребления спиртных напитков. Жизнь в деревне была тяжелой и бесперспективной, поэтому беспробудное пьянство среди жителей этого населенного пункта процветало. Практически пили все от мала до велика. Не пил только телеграфный столб при условии, что он был железобетонным. В общем мужское население деревни следовало личному завету известного поэта Омара Хайяма, высказанного им в одном из своих знаменитых четверостиший.

Буду пьянствовать я до конца своих дней
Чтоб разило вином из могилы моей
Чтобы пьяный пришедший ко мне на могилу
Стал от винного запаха вдвое пьяней!

Вскоре старшего брата забрали  служить в армию. Видя как тяжело приходиться матери растить нас, я хотел уйти учиться в интернат, но мать не отдала. За это ей огромное спасибо. Ведь ты сам знаешь как воспитывали в интернатах. Как правило основная масса интернатских воспитанников с трудом вписывались в нормальное гражданское общество, в связи с чем, многие быстро попадали в тюрьмы. Мой сосед в деревне после окончания интерната, из прожитых им 53 лет, 29 лет провел в местах не столь отдаленных. Летом, чтобы хоть как – то помочь матери мне приходилось работать помощником тракториста либо комбайнера. Государство по случаю потери кормильца, на пять человек детей назначило матери пенсию в 50 рублей.

Как ты понимаешь, на такие деньги рассчитанные на пять душ особенно не наешься. Белый хлеб с сахаром для нас был большим лакомством. В школе я хорошо учился, особенно мне нравилась физика. У нас в деревне, благодаря учителю по физике, при школе действовал радиокружок, в котором, я когда позволяло время, с удовольствием занимался. В трудах и заботах время пролетало быстро. Незаметно для себя я закончил с неплохими отметками 10 классов. Мне хотелось поступить в радиотехнический институт, но я понимал, что этот вариант в связи с нищенским положением моей семьи, в настоящее время не для меня. Чтобы не терять напрасно в Армии два года, я решил поступить в «Дубовую академию», так в шутку мы называли школу мичманов. Мне хотелось в этой школе получить соответствующие радиотехнические знания и в дальнейшем проходя службу на флоте усовершенствовать их.

После окончания первого контракта, прослужив на Флоте пять лет, я рассчитывал, что за это время материально помогу маме поднять моих младших братьев и сестер, и у меня останутся деньги на обучение в Радиотехническом институте, о поступлении в который я постоянно мысленно грезил. Но как говориться человек предполагает, а Бог располагает.

После поступления в «Дубовую академию» получилось так, что мне пришлось учиться не на радиста, а на турбиниста. Сначала я очень расстроился, а затем сказал себе: «Что Бог не делает, то к лучшему».

Вопрос: - Какие бытовые условия были в школе мичманов? Была ли дедовщина? Как ты оцениваешь качество обучения в школе мичманов?

Ответ: - Если говорить о бытовых условиях в человеческом понимании, то их трудно было назвать удовлетворительными. Кормили нас плохо. Ты спрашиваешь о дедовщине? А куда же ей деться! На мой взгляд весь Северный Флот тогда только и держался на старослужащих. Но таких случаев издевательств, который произошел в современной Российской Армии с рядовым Сычевым, конечно же не было. Я до сих пор не понимаю выродков – сослуживцев рядового Сычева, которые изуродовали парня так, что ему пришлось ампутировать ноги и половые органы. За такие дела этих уродов – садистов с их командиром – офицером я бы отправил лет на 15 в зону, там бы их быстро перевоспитали.

Что касается качества обучения в «дубовой академии», то оно было ниже среднего. Львиное время обучения забирали хозработы и тупые строевые смотры. Мне до сих пор не понятно, зачем нам насаждали тупую строевую муштру. Ведь нас готовили к службе на подводных лодках, а не в комендантские роты. А впрочем на флоте делалось много чего иррационального, что на мой взгляд сильно снижало боеготовность его подразделений. Не зря говорят: «Кто служил на Флоте, в цирке не смеется!»

Вопрос: - Петр Иванович, после окончания «Дубовой академии» тебя сразу направили в экипаж АПЛ?

Ответ: - Школу мичманов, я также закончил с хорошими отметками. Мне тогда казалось, что я получил твердые знания по специальности. Но как в дальнейшем показала жизнь, мне это только казалось. Придя на действующую технику АПЛ, убедился, что практически я ничего не знаю. Пришлось заново переучиваться по специальности. Мне повезло с командиром турбинной группы, который на мой взгляд в совершенстве владел своей специальностью и с удовольствием обучал нас.

Вопрос: - В связи  с высоким денежным довольствием мичманов на Флоте существовала поговорка: «мичманы - это золотой песок в подшипниках коммунизма». Как ты относишься к этой, может не совсем корректной к тебе поговорке?

Ответ: - Я считаю, что институт мичманов объективно доказал свою целесообразность на Флоте.

Вопрос: - Петр Иванович, а теперь если можно расскажи о своей службе на АПЛ, с момента прихода в экипаж и до тюремных застенков в которых ты оказался по злой иронии судьбы.

Ответ: - Если говорить объективно, то практически служить на АПЛ мне не пришлось. Дело в том, что после того, как был полностью сформирован экипаж АПЛ, нас направили на обучение в институт г. Скучного. Учились мы в этом институте чуть больше года. В это время АПЛ  на которой предстояло нашему экипажу проходить службу, строилась на судостроительном заводе в городе Ленинграде. Ее строительство было начато значительно раньше, чем был сформирован экипаж. После окончания курса теоретической подготовки в городе Скучном экипаж в полном составе убыл на завод, где достраивалась АПЛ. Каждый день личный состав экипажа, ходил на АПЛ и выполнял задачи поставленные нашим командованием.

АПЛ практически была построена, но еще предстояло довести до ума массу мелочей. Как известно всем подводникам КСФ, мелких неисправностей или каких – то недоделок на подводной лодке быть не должно. В противном случае в море эта мелочевка, как правило приводит к трагической гибели личного состава экипажа, а то вовсе к гибели корабля. Море не прощает людям разгильдяйства, халтуры, безответственности. Для окончательной доводке аппаратуры и техники АПЛ, нам предстояло убыть в судостроительный завод в г.Северодвинска.

В целях поддержания секретности передвижения такого важного объекта как АПЛ, она была помещена в плавдок, который сверху был накрыт маскировочными сетями от космических глаз. На борту АПЛ в полном составе находился личный состав экипажа. Буксировку плавдока с находящейся в нем замаскированной АПЛ по всему маршруту следования, в том числе и по Беломоро-Балтийскому каналу до г. Северодвинска осуществлял морской буксир.

Беломоро – Балтийский канал, соединяющий Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море, построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок, за один год и 9 месяцев, руками заключенных ГУЛАГА, которых по разным данным, во время строительства погибло от 50 до 200 тысяч. Этим каналом были связаны бассейны Белого и Балтийского морей для нужд народного хозяйства и обороны. Длина канала составляет 227 км.

В общем морской буксир без особых приключений притащил плавдок с находящейся в нем АПЛ в завод г.Северодвинска, как говориться по графику. Буквально на следующий день личным составом экипажа вместе со сдаточной командой и другими специалистами начались напряженные и ответственные работы по устранению мелких недоделок матчасти, настройке аппартуры и приведению в соответствующий порядок внешнего вида отсеков АПЛ. Впереди нас ждали серьезные заводские и государственные испытания в Белом море.

Читателю сообщу, перед тем как АПЛ была отправлена в плавдоке в завод г.Северодвинска, личным составом экипажа от представителей промышленности в заводе г.Ленинграда был принят ЗИП (запасные части, блоки к аппаратуре и многое другое). Содержимое ящиков с ЗИПом проверялось и принималось личным составом экипажа АПЛ. После тщательной проверки содержимого, ящики с ЗИПом пломбировались и грузились в специальный вагон, в котором они доставлялись под вооруженной охраной в завод г.Северодвинска, где находилась АПЛ.

Недели через две после нашего появления в заводе г.Северодвинска, прибыл вагон с ЗИПом. На перегрузку из вагона в автомобиль ящиков с ЗИПом была послана группа военнослужащих экипажа, в числе которых оказался и я. Ящики с ЗИПом были разных размеров. Наиболее легкие из них выбрасывались из вагона в руки военнослужащих стоящих в кузове автомобиля. (от автора: а теперь уважаемый читатель, прошу Вашего внимания). Один из таких небольших ящиков, выброшенных из вагона я поймать не успел и он пролетев мимо меня, упал на землю. Я спустился с машины, осмотрел ящик с ЗИПом и увидел, что на нем, видимо от удара о землю нарушена пломба. Мне стало интересно, что может находиться в этом ящике. Я открыл его и увидел в нем небольшой красивый ящичек, который тут же был мною вскрыт. Внутри его, в красиво оформленной упаковке лежал металлический каркас с размещенными на нем радиодеталями. Радиодеталей на плате было много и я подумал, что они мне пригодятся. Радиоблок был спрятан мною в надежное место.

После выгрузки вагона с ЗИПом, я забрал свою находку на корабль. В свободное от службы время из украденного мною радиоблока я снял все радиодетали. Остатки изуродованного мною блока вместе с металлическим каркасом я выбросил в залив Белого моря, недалеко от пирса к которому была пришвартована наша АПЛ. Тогда я даже не подумал, что украденный и изуродованный мною радиоблок является блок-шифром совершенно секретной электронной системы опознавания «свой – чужой».

Здесь и далее от автора:

Уважаемый читатель, я хочу напомнить Вам, что после предательской сдачи совершенно секретного по тем временам самолета «МИГ - 25» иностранным спецслужбам летчиком Беленко А.И. прошло не очень много времени. Как я уже писал, ущерб от его предательства для страны был огромен. А здесь наш до корней волос, преданный своей Родине мичман Алехин, украл, разобрал и выбросил в залив остатки блок-шифра новейшей системы электронного опознавания «свой – чужой». Но тогда как я уже писал выше он даже и не предполагал какие в дальнейшем последствия повлекут его необдуманные преступные действия.

А тем временем служебная деятельность экипажа АПЛ шла обычным штатным путем. Никто не забил тревоги по случаю пропажи маленького ящика с ЗИПом, в котором находился чрезвычайно важный секретный радиоблок. Видимо прием ЗИПа с автомобиля велся таким же преступно – халатным образом. Экипаж АПЛ вместе с матчастью прошел государственные испытания и спустя некоторое время новейшая субмарина прибыла в место своего постоянного базирования. Этим местом была 1-ая Флотилия АПЛ КСФ, что находиться рядом с губой Андреева. Далее события разворачивались как говориться на моих глазах. В то время, я еще служил на АПЛ и вел непримиримую, бескомпромиссную, с переменным успехом войну со своим замполитом – националистом.

Подводная лодка на которой служил мичман Алехин была пришвартована к соседнему пирсу. О том, что командир боевой части связи этой АПЛ обнаружил пропажу блок-шифра автоответчика, быстро узнали все подводники Флотилии. Эта чрезвычайная новость со скоростью звука передавалась из уст в уста. Люди были ошарашены случившимся. Многие не верили, что такое могло произойти. Но случилось то, что случилось. Даже если бы в губу Андреева на глазах личного состава Флотилии упал бы крупный метеорит, то наверняка это событие не смогло затмить случившейся пропажи блок-шифра автоответчика «свой – чужой».

 На АПЛ где была обнаружена пропажа блок-шифра новейшей системы электронного опознавания, для его поиска, в субмарину загнали личный состав второго экипажа, а это еще порядка 100 человек. Двести подводников в течении трех суток не покидая прочного корпуса АПЛ искали пропажу. За это время они буквально общупали, обнюхали и облизали все внутренние поверхности АПЛ несколько раз. Но блок-шифр автоответчика словно испарился. На борту АПЛ работали лучшие чекисты Флотилии в поисках подозреваемого в краже. Но эффекта от их кропотливой работы пока не было. Срочно прошел доклад о чрезвычайном происшествии в центральный аппарат КГБ. Все понимали, что если блок-шифр новейшей электронной системы опознавания «свой – чужой» не будет найден, то наше государство опять попадет на огромные материальные потери.

КГБ Флотилии возглавлял контр – адмирал. Это был человек высокого роста, крепкого телосложения, с мужественным, волевым лицом, которое украшали умные, все видящие, пронзительные глаза. Чувствовалось, что этот адмирал, находясь на службе в рядах КГБ или как его еще называли в народе (комитет глубокого бурения) прошел огонь и воду. Могу откровенно сказать, его очень уважали и побаивались практически все военнослужащие Флотилии. Все помнили сцену из старого кинофильма, в которой лейтенант НКВД допрашивая полковника произнес фразу, мгновенно ставшей крылатой в народе. Он сказал: «У нас в НКВД при допросах даже генералы рыдают как маленькие дети». Сразу же оговорюсь, что в то время КГБ сравнивать с НКВД было глупо и не корректно. Да и методы работы этих организаций радикальным образом отличались.

На четвертый день поисков исчезнувшего автоответчика на АПЛ, я , находясь на перекуре увидел, как к соседнему пирсу подъехали сразу три черных автомобиля марки «Волга». В те времена на таких автомобилях как правило передвигались большие должностные лица. И действительно из первой «Волги» вышел наш чекист адмирал и замер по стойке смирно не теряя при этом своего личного достоинства. Из других автомобилей вышли люди в плащах и шляпах, спортивного телосложения, с характерными для их профессий, проницательными и жесткими взглядами. По возрасту  они были не старше 45 лет. В жестах и походках чекистов прибывших из Москвы чувствовался колоссальный профессионализм и уверенность в себе.

Судя по поведению нашего боевого адмирала, я понял, что прибыли специалисты КГБ рангами выше, для расследования этого чрезвычайного происшествия государственного масштаба. Слишком серьезно было случившееся событие, счет шел на часы. Все прибывшие быстро спустились в чрево АПЛ. Через несколько часов их филигранной и эффективной, совместной с чекистами Флотилии работы, был арестован мичман Алехин, который сознался в преступном деянии.

Но этого было мало. В связи с ЧП государственной важности, была необходима 100% - я уверенность КГБ в том, что блок-шифр автоответчика фактически изуродован и лежит на дне залива Белого моря, а не попал в руки иностранных спецслужб. Мичман Алехин в сопровождении работников КГБ был доставлен самолетом в Архангельск, а затем перевезен в завод г.Северодвинска, где еще совсем недавно стояла у пирса его подводная лодка.

В тот момент к этому пирсу был пришвартован водолазный катер КГБ. Мичман Алехин перед объективом специальных кинокамер указал чекистам место в заливе Белого моря, куда он выбросил искореженный им каркас блок-шифра автоответчика. Водолазы и кинооператоры КГБ вместе с кинокамерами и осветительными приборами погрузились в воды залива Белого моря. К счастью нашего государства (СССР) да и мичмана Алехина изуродованный каркас блок-шифра автоответчика был быстро найден и поднят на поверхность.

Вся процедура погружения, поиска и обнаружения блок-шифра автоответчика снималась сразу несколькими кинооператорами с разных ракурсов. Проявленная при этом мероприятии скрупулезность в работе чекистов объяснялась чрезвычайной важностью поставленной задачи. Они ее выполнили четко и  оперативно, как и подобало одной из лучших спецслужб мира.

Мичман Алехин за свой идиотский поступок судом военного трибунала был приговорен к нескольким годам лишения свободы. Сейчас он понимает, насколько опасно быть на Флоте радиолюбителем, при условии, что радиодетали приобретаются из ящиков с ЗИПом.

В искушениях всяких и разных
Дух и плоть усмирять ни к чему;
Ничего нет страшней для соблазна,
Чем немедля поддаться ему.

 




Отрывок из книги «Правда о Чернобыле по-флотски в губе Андреева».

 

 

 

наши контакты | ©2009 Харламов И.С.